Серое утро встречает холодными объятиями. Неприветливо смотрят темные окна домов. Город спит, только дворник у магазина монотонно царапает лужи метлой, да подремывают рабочие на остановке, ожидая автобус.
Это раннее утро означает дорогу домой. Несмотря на то, что я выхожу из квартиры, в которой сплю ночами и днем обустраиваю быт, я все-таки еду из дома – домой. Два города и две страны переплелись между собой, соединив важнейшее. И понятие «дома» давно потеряло свой первоначальный смысл.
читать дальшеМинуты до отправления первой маршрутки то тянутся, то бегут. Красные цифры на табло торгового центра ведут обратный отсчет времени вместе. Еще пару минут – и наше «мы» разделится надвое пыльным стеклом, маршрутка наберет ход, и силуэт за окном спрячет поворот. Впереди – пустынные улицы, сонные поля и сотни километров на запад. По давним законам легче всегда тому, кто уезжает.
Кутаются в туман терриконы, просыпаются птицы, небо на востоке светлеет. Слева теряется в дымке остов недостроенной таможни. Словно скелет динозавра, белеет он на холме: кажется, будто день ото дня его плоть отъедают, суетятся, растаскивают частями мелкие звери. Но пройдет еще пару часов, и видение рассеется: съедутся к стройке машины, люди займутся ежедневной работой; так начнется день.
Пограничный контроль ранним утром занимает не более получаса. И еще через полчаса на горизонте появится город K. – вытянувшийся вдоль трассы, подобно Волгограду, миниатюрная копия городу-герою. Именно здесь приходит первое осознание, что я в своей стране: значит, несмотря на сотни километров, почти дома. Город встречает разбитой дорогой и ямами, и «лежачие полицейские» каждые пятьдесят метров - словно насмешка.
Времени здесь на час меньше, но даже в пять утра автовокзал живет полноценной жизнью. Разменивая маршрутки, он не задерживает надолго желающих уехать или вернуться. И я меняю одно жесткое сиденье на продавленное второе, ухабы города – на ровную стрелу трассы, а за окном все также тянутся выжженные солнцем поля, со ставшими уже знакомыми редкими поселками. Плеер с музыкой – единственное спасение от монотонности пейзажа. Чем бы ни начинался плейлист – «Бесконечностью» Земфиры или Марой «По дороге к Амстердаму», но большую его часть занимает Сурганова, неразрывно связанная с дорогой. Дорогой, к которой я привыкла, которая позволяет вволю думать, то улыбаясь, то хмурясь, без которой я уже не представляю свою жизнь. Возможно, я просто люблю эти часы, в которые можно отдаться во власть полей и скорости, ничего не решая и ни о чем не беспокоясь: есть только бесконечные часы, вид из окна и трасса; больше нет ничего.
В 7 утра я приезжаю в город N. – последняя точка отправления, связующая череду городов и дом. Отсюда – самый долгий путь: более семи часов гула двигателя и шороха шин по асфальту. N. встречает неласково, как старый ворчливый знакомый, - сыростью утра, привокзальной толкотней и унылым скрипом трамвая. N. знает слишком много, чтобы я была к нему равнодушна. Он, как и я, слишком хорошо еще помнит вокзальные рассветы, напряженное всматривание в лица, дрожь ожидания и горечь сигарет. Он не забыл минуты прощания, нечеткий взгляд через стекло и боль расставаний. С тех пор, как я была здесь в первый раз, я не люблю прощаться.
Семь часов дороги, когда из развлечений есть только музыка и вид из окна, тянутся очень долго. Поля сменяются лесами, поселки – кладбищами, а за окном парит, соревнуясь с автобусом в скорости, птица. Четыре остановки – четыре города, которые я знаю условно, по вокзалам. Между ними – полуживые деревни и села, как доказательство упрямства и силы корней. Кирпичи полуразрушенных коровников, поросшие зеленым кустарником – как развалины античных городов. Черное, сожженное молнией дерево, напоминающее фигуру молящейся женщины, тянущей руки к небу, вверх – как ориентир: скоро дом.
Эта дорога уже несколько лет соединяет два важных для меня дома. Два раза в месяц, двадцать четыре раза в год, более сорока тысяч километров – этого хватило бы, чтобы обогнуть землю. Пунктиры и линии дорожной разметки натянулись канатами между городами. Двойная сплошная стала знаком равенства между домами, и автобус - домом третьим.
Иногда мне кажется, что именно в этом, третьем доме только и возможно равновесие и покой. В нем - мое междумирье, когда еще не нужно делить сердце пополам, но уже не нужно выбирать. Где на чашах весов с одной стороны родной город и полжизни, а с другой – любимый мужчина и цельное «мы». Так получилось, что, за неимением лучшего, только в точке пересечения дорог они уравновешены.
Междумирье дорог
Серое утро встречает холодными объятиями. Неприветливо смотрят темные окна домов. Город спит, только дворник у магазина монотонно царапает лужи метлой, да подремывают рабочие на остановке, ожидая автобус.
Это раннее утро означает дорогу домой. Несмотря на то, что я выхожу из квартиры, в которой сплю ночами и днем обустраиваю быт, я все-таки еду из дома – домой. Два города и две страны переплелись между собой, соединив важнейшее. И понятие «дома» давно потеряло свой первоначальный смысл.
читать дальше
Это раннее утро означает дорогу домой. Несмотря на то, что я выхожу из квартиры, в которой сплю ночами и днем обустраиваю быт, я все-таки еду из дома – домой. Два города и две страны переплелись между собой, соединив важнейшее. И понятие «дома» давно потеряло свой первоначальный смысл.
читать дальше